Вирусолог Чепурнов прокомментировал сериал про эпидемию «Точка ноль»
Сериал вышел весной. Фото: кадры из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
Российские зрители смотрят новый сериал о смертельно опасном вирусе. Фильмы про ковидную изоляцию мы уже видели. А в «Точке ноль» события современные: коронавирус остался позади. Однако расслабляться рано, в центре сюжета — новая зараза. Еще более безжалостная.
Бороться с инфекцией авторы отправили команду из новосибирской Центральной вирусологической лаборатории. Здесь явный намек на реальное учреждение — Центр вирусологии «Вектор». Он, правда, находится не в самом Новосибирске, а в пригороде — в Кольцово. Впрочем, неважно, этот сценарный ход в любом случае придает легкий налет документальности.
В сериале довольно наглядное закулисье эпидемии. Можно посмотреть, как вирусологи работают в лабораториях, как пытаются опознать болезнь, как привлекают на помощь военных… Но сидя перед экраном, конечно, сомневаешься: это все правда? Так и происходит? Или режиссер нафантазировал? Разобрать сериал мы предложили автору книги «Вирусолог: цена ошибки» Александру Чепурнову. Наш собеседник заведовал лабораторией особо опасных вирусов в том самом «Векторе» и писал о реальных событиях в центре. По сути — эксперт по истине и фейкам, связанным с вирусологией.
Итак, включаем фильм, смотрим…
СЕРИАЛ
Из Москвы в Новосибирск переезжает работать вирусолог Анна Маркова. Идет в лабораторию, но вход преграждают двое в костюмах.
— Про вас нет информации, — заявляет охранник, когда новый специалист представляется и показывает бейдж.
— Первый день работаю, — объясняет та.
— Значит, не сегодня. От входа отойдите.
Тут появляется заведующая:
— Если вы хотите, чтобы мы качественно выполнили свою работу, то мне в лаборатории нужен новый специалист.
Охранники расступаются и позволяют обеим пройти внутрь.
Заведующая убеждает охрану, чтобы новую сотрудницу пропустили. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— От такой пропускной системы в фильме я испытал шок, — рассказал КП-Новосибирск Александр Чепурнов. — В серьезных учреждениях серьезная пропускная система. Там ведь хранятся очень опасные вещи — образцы вирусов. Чаще всего охраняются такие места представителями Росгвардии. Не может завлаб подойти и сказать: «Это моя сотрудница, она со мной пройдет»..
СЕРИАЛ
Над дверью вывеска «Зона 50». Завлабораторией и новая сотрудница заходят внутрь. Прежде чем они открыли следующую дверь, сработало некое устройство: под давлением выдало на головы облако белого аэрозоля. Или порошка. Только после этого ученые прошли дальше.
Вирусологи проходят эффектную, но странную процедуру. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Чем-то непонятным их обдувают. Это ничего не даст! Когда человек идет в «грязную зону» (туда, где предстоит работать с микробами), он снимает с себя все и заходит голым. А потом надевает пижаму и халат для «грязной» инфекционной зоны — в зависимости от того, чем дальше будет заниматься.
Сотрудники лаборатории «привязаны» пружинами. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
СЕРИАЛ
Вирусологи работают в лаборатории. Каждый — в мешковатом синем костюме. А позади — из спины — длинные оранжевые спирали, уходящие куда-то в потолок.
РЕАЛЬНОСТЬ
— По этим пружинам подается воздух, такие действительно есть. Хотя у нас в «Векторе» были большие резиновые трубы, идущие к костюмам по полу. Нам приходилось много чертыхаться, перешагивая их. Зато костюм имел фильтр, и я мог дышать через него, отключившись от этого снабжения через шланги.
СЕРИАЛ
Рассеянный сотрудник устраивает в лаборатории короткое замыкание. Летят искры, загорается перчатка ученого-неудачника. Огонь за несколько секунд тушат, но начальница выговаривает:
— Если рука не болит, то с завтрашнего дня по два часа тренируетесь в баклаборатории.
Молодого сотрудника наказывают за короткое замыкание. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Лабораторная авария обязательно приводит к тому, что собирается режимная комиссия и человека отправляют в инфекционный изолятор. Там человек изолируется на период инкубационного периода инфекции, с которой в данный момент работали. Например, если это вирус Эбола, то на 18 дней. И человек там находится, пока не появится уверенность, что он здоров.
СЕРИАЛ
Главная героиня подозревает, что местный мясокомбинат продает зараженную продукцию. Анна забирается в фургон, в котором везли мясо. Одета в белую рубашку и короткие шорты. Этот стиль ученой, безусловно, идет, но Александр Чепурнов против такого «мундира».
Носить шорты вирусолог может. Но в такой ли ситуации? Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Это ни в какие ворота! Такого не может быть! А потом — во второй серии — она и к предположительному носителю вируса заходит неэкипированная. Этакое самоубийство с элементами мазохизма, поскольку подобные болезни протекают мучительно.
СЕРИАЛ
Убеждаясь, что в деревне много больных, вирусолог дает предписание:
— Изолируйтесь и воду кипятите.
Но местных раздражает, что непрошеная гостья устанавливает порядки.
— Подавитесь кипятком своим! — кричит одна из здешних хозяюшек.
Другая предлагает Анне, чтобы засунула градусник себе… Ну, вы понимаете. В следующем эпизоде негодует местный старожил:
— Какая опасность? Где опасность? В моей деревне опасность? Да я сам — опасность! Вот я для тебя — опасность!
Местные жители возмущаются работой визитеров. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Да, это реальный психологический момент: мы помним, как недавно огромное количество людей не хотело признавать вирус и вакцинацию. Они отвергали врачебную помощь. А ведь в таких ситуациях требуется дисциплинировать население и умение потребовать и заставить. Такие люди, как Петр Бургасов (будучи замминистра здравоохранения СССР, участвовал в ликвидации серьезных эпидемий. — Ред.), не позволили бы шарлатанам рассуждать, нужны или нет санитарные мероприятия. От этого зависят жизнь людей и дееспособность страны.
Сотрудник скорой рисует на домах круги. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
СЕРИАЛ
В деревне начинается эпидемия. Вирусолог Маркова и ее напарник из скорой помощи обходят один дом за другим. И если есть подозрение, что жильцы больны, оставляют пометку мелом. Широкий белый круг на двери говорит о том, что здесь больной.
Так помечают, есть ли в домохозяйстве больные люди. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Здесь показан подворный обход, когда группа медиков идет из дома в дом, опрашивает население, помечает, есть ли в домохозяйстве больные люди. Во время пандемии коронавируса мы с таким не столкнулись. Но вообще, это важное эпидемиологическое мероприятие, которое раньше сопровождало каждую вспышку. Я с таким сталкивался на юге России в 1970-м, когда в разгар курортного сезона вспыхнула эпидемия холеры, — говорит наш собеседник-вирусолог.
СЕРИАЛ
К обнесенной забором деревне подъезжает автомобиль. Выходящую из-за руля женщину встречают люди в защитных комбинезонах:
— Назад!
— Я никуда не уеду, пока с братом не поговорю, — спорит приехавшая дама.
— Нельзя здесь находиться.
— Нет таких законов, что с семьей запрещают общаться.
— Здесь карантин, женщина!
Людей в деревню уже не пускают. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Такой ситуации, когда пришлось бы вводить карантин территории с привлечением войсковых групп, у нас тоже не было даже в ковид. Но это именно так и делается. В 1985-м в «Вектор» (тогда — ВНИИМБ) привезли большую группу приматов из Африки. Прямая поставка — в пятницу, а уже в субботу треть животных погибла. Неопытный дежурный ветеринар поставил предварительный диагноз «легочная чума». В понедельник утром все предварительные приказы о разворачивании карантина с военизированным оцеплением были готовы. Ждали только окончательного диагноза от эксперта с большим опытом. К счастью, диагноз не подтвердился.
СЕРИАЛ
Главную героиню угнетает воспоминание: однажды она не спасла больную племянницу. У той была лихорадка Денге, но Анна не распознала вирус вовремя.
Девочка умерла, потому что ей не поставили диагноз вовремя. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— В принципе лихорадки легко спутать с чем угодно, на первых порах, например, с гриппом. А если человек сильно увлечен наукой, его знания могут даже помешать. Хотя сегодня благодаря тому, что ПЦР-тестирование развивается, диагностировать любую известную инфекцию можно быстро.
СЕРИАЛ
Диалог между вирусологом и сотрудником скорой помощи, который подхватил вирус.
— Я определила наличие специфичных иммуноглобулинов у всех больных. И только у тебя — высокий титр защитных антител.
— Я здоров?
— Нет, твой организм переносит болезнь легче, чем все остальные. Это свойства организма. Или ты что-то принимал. Ты жевал…
— Жевал, да. Солодку.
Солодка в фильме оказалась очень полезной. Фото: Кадр из сериала «Точка ноль», режиссер Сергей Пикалов, 2024 год.
РЕАЛЬНОСТЬ
— Панацеей от серьезных заболеваний растение не смогло бы стать. Но оказывать дополнительный положительный эффект может. Моя коллега исследовала большой спектр трав в отношении Covid-19, герпеса и других вирусов, и многие из них показали положительный эффект. Но это не лекарство, излечивающее заболевание. Это вспомогательный эффект.
Что у нас в сухом остатке? Судя по комментариям вирусолога, авторы сериала промахнулись четыре раза. Но шесть раз показали правду. Так что реальности в «Точке ноль» больше, чем фантазий. Можно сказать, есть образовательная составляющая.
КСТАТИ
Авторы фильма запутались в географии
Расхождения сюжета с реальностью можно объяснить творческим замыслом. Делали так, чтобы смотрелось интереснее, зрелищнее, эмоциональнее. Но есть и явные ляпы. Вот несколько примеров.
— События сериала происходят в Чемальском районе Алтайского края. Такой район действительно существует, но находится он в Республике Алтай.
— Специалисты-вирусологи базируются в Новосибирске. В кадрах можно рассмотреть виды города. Упоминаются реальные районы Новосибирска. А вместе с ними — вымышленный, не существующий.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию
Редакция (383) 289-91-00
Viber/WhatsApp 8-923-145-11-03
Почта kp.nsk@phkp.ru
ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер
Также наши сообщества есть в Телеграм и Вайбер