В Индонезии орангутанг сделал и применил на себе лекарство для страшной раны
Ракус очень прилично получил по лицу
Наверняка вы, когда учились в школе, задавались вопросом. Ладно, когда-то давно из обезьяны появился человек. Но почему нынешние обезьянки не превращаются в человека? Видимо, что-то случилось в природе. Потому что – процесс пошел. Орангутанги в дикой природе стремительно умнеют.
НАЛОЖИЛ СЕБЕ ПОВЯЗКУ
Ученые аккуратно наблюдали за орангутангами в национальном парке в Индонезии. Одному самцу, взрослому (30 лет) они дали имя Ракус, чтобы как-то отличать от других.
У Ракуса – большие проблемы. Он вожак. А часики-то тикают. Зубы не те, мышцы не те. Молодежь тем временем наседает и вызывает на бой. Все хотят стать вождями! У обезьян «царское» достоинство – не пожизненное. Его надо постоянно доказывать в схватках с юными претендентами. Историки говорят, что и у людей так было. Вожди племен оставались лидерами, пока могли положить на лопатки любого другого гражданина племени. Потом цари сообразили: какая-то у нас неспокойная жизнь. Хотелось бы гарантий. И постепенно построили систему, в которой – от отца к сыну. И никаких поединков. Этот переходный период зафиксировала «Одиссея». То есть случилось это не так уж и давно.
Итак, в очередной драке Ракус выиграл, но очень прилично получил по лицу. Сказать по правде, смотреть страшно, насколько прилично. Кожа под глазом оказалась содрана. И что же он сделал?
Он взял растение Акар Кунинг (Fibraurea tinctoria). У нас такого нет, но это вьюн такой. Разжевал его листья, и этой кашицей смазал себе рану. Так он сделал несколько раз. Результат на лице – рана полностью затянулась.
УМА ПАЛАТА
Не секрет, что животные активно применяют травы и минералы для лечения. Взять вашу кошку: настали майские, вы привезли ее на дачу, и она пошла по траве, останавливается, траву ест. Присмотритесь: ест не всякую. И не только для того, чтобы «очистить желудок». Так что животные знают, что где растет и как это применять.
Вот только одно дело схомячить нужный плод. А другое – приготовить из этого лекарство. Что Ракус на самом деле и сделал. У него получилась мазь. И он эту мазь применил. Здесь уже другой подход к произведениям природы. Животное не берет его, как есть, а преобразует.
Фишка в том, что обезьяны раньше так не делали никогда. Есть несколько свидетельств – но без доказательств – что некоторые шимпанзе жевали особое растение. Оно помогало им вывести глистов. Но чем это отличается от вашей кошки? У Ракуса – все другое.
И вот теперь ученые ломают голову, как он догадался. Или сам дошел. Или подсмотрел у старших – но прежде, как уже говорилось, такого в стае не наблюдалось. Причем Ракус еще и особый режим дня соблюдал, пока лечился. Старался не двигаться, много спал, отдыхал. Когда рана затянулась, мазаться перестал.
Этот вьюн медикам так-то уже известен. И в традиционной человеческой медицине его как раз применяют против ран. Еще он помогает при диабете, дизентерии, малярии. Особенность растения в том, что это сильное природное обезболивающее. Человек, сделав то же, что орангутанг, то есть приложив лист к ране, сразу почувствует, как боль ушла. Ну и обезьяна вот почувствовала.
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
На самом деле, мы имеем все признаки эволюции, которые происходят прямо на наших глазах. Нет, наши внуки (даже внуки) не увидят орангутангов в костюмах и в дорогих машинах. Эволюция все-таки работает медленно и занимает сотни тысяч (а может, просто тысяч) лет. Но она явно ускорилась. Наблюдения за животными в естественной среде ученые ведут уже около столетия, но никогда не видели ничего подобного.
Гипотез много, и все они не очень научные. Сами исследователи пока предпочитают фиксировать факты, а выводы не делать. Что же это за гипотезы?
Многие валят все на глобальное потепление или на скорую переполюсовку магнитного поля Земли. Мол, времена жестокие, климат бесится, и животные понимают: надо срочно что-то предпринимать. Например, умнеть. Иначе сметет и сотрет.
Другие идут еще дальше и говорят: помните, что такое ноосфера? Это невидимая оболочка вокруг Земли, в которой сосредоточены все знания и умения. И вот, у обезьян тоже есть своя ноосфера. Где-то далеко, в лаборатории, обезьяне показывают картинки на экране, учат ее разговаривать, читать и писать. И она волей-неволей откладывает эти знания в общую копилку. Из которой черпают умения и сородичи в дикой природе. А может, и к человеческой ноосфере подключиться смогли.
Веры этим гипотезам не очень много, но факт-то из ряда вон, так что почему бы и нет.