В Сеченовском университете лечить рак простаты помогает робот-ассистент
Лечить рак простаты помогает робот-ассистент
Рак простаты на данный момент самый распространенный «мужской» рак. К счастью, он же – самый излечимый. Существует множество способов лечения рака простаты, который очень сильно зависят от состояния пациента, размера опухоли, сопутствующих заболеваний, степени рака, даже сексуальной активности. Применяется и гормональная, и химио-, и лучевая терапии.
Но золотым стандартом лечения рака простаты считается радикальная простатэктомия. Это удалении предстательной железы совместно с семенными пузырьками и (при необходимости) окружающими лимфатическими узлами. Операции тоже могут быть разными – от открытых или лапароскопических до робот-ассистированной. В последнем случае малоинвазивная операция проводится с помощью робота, который может в буквальном смысле слова «вылущить» каждый миллиметр раковой простаты. И самое главное – не затронуть важные нервы, мышцы и связки.
КАК ПОМОГАЕТ РОБОТ
В Клинике урологии Сеченовского Университета проводят именно такие сберегающие робот-ассистированные операции пациентам. Там используются современные модели роботизированной системы Da Vinci.
Разработано огромное количество различных нерво- и анатомосберегающих техник операции. Если до операции спланировать единственную тактику, то результат лечения удовлетворит и хирурга, и пациента. То есть у пациента буквально в первые же недели восстанавливается и мочеиспускание, и даже эректильная функция.
— Возможности Da Vinci действительно позволяют опытному хирургу виртуозно удалить опухоль простаты, сохранив хорошее мочеиспускание и сексуальную активность, — комментирует Михаил Еникеев, заведующий урологическим отделением №2 Клиники урологии Сеченовского Университета. – Но для достижения желаемого результата до операции необходима предварительная точная диагностика. Сегодня это, конечно, мультипараметрическая МРТ, позволяющая не только диагностировать рак, но и четко, с точностью до долей миллиметра локализовать его эпицентр. К сожалению, иногда МРТ занижает стадию. Поэтому я всегда провожу ректальный осмотр пациента, доверяя тактильным ощущениям порой больше, чем современным лучевым техникам. И, в зависимости от того, с какой стороны и на какой глубине располагаются опухолевые очаги, мы либо отходим дальше от органа, либо приближаемся ближе к железе с целью сохранения большего объема здоровых функциональных тканей.
В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКИ
Урологи Сеченовского Университета обладают патентом на роботические операции по удалению рака простаты с применением уникальной методики. Иногда так случается, что хирурги, стремясь сохранить функции мочеполовой системы, могут оставить «позитивный хирургический край» — раковые клетки. И тогда таким пациентам в дальнейшем может потребоваться лучевая и гормональная терапия, что приведет к ухудшению мочеиспускания и блокаде тестостерона. Теряется смысл изначально щадящего оперативного вмешательства…
Но дело в том, что простата неодинакова: с одной ее стороны у нее есть отчетливая капсула, с другой – нет. И если врач получает позитивный хирургический край с той стороны, где есть капсула, то далеко не факт, что он приведет к рецидиву рака. Если же положительный хирургический край выявлен с той стороны, где капсула отсутствует, то вероятность распространения рака приближается к 100%. Ведь если нет капсулы, то нет и защиты.
— То есть раковые клетки в этой зоне получают доступ к распространению по лимфатическим и кровеносным сосудам, создавая отчетливые предпосылки к возникновению лимфогенных и гематогенных метастазов, — объясняет Михаил Еникеев. –Осознавая это, мы перестали «близко прижиматься» к предстательной железе в этих зонах. А самое главное, мы поняли, что удаление прилежащих к простате тканей в этом регионе при правильном сохранении остальных элементов тазового дна не ухудшает функциональных результатов операции. Сегодня, обладая столь мощным оружием, которым является современная роботизированная хирургия, нам надо более осознанно подходить к выбору модификации сберегательных техник радикальной простатэктомии.