ДНК жителей древнего Новгорода хотят расшифровать археологи
Жители древнерусского Новгорода носили импортные кожаные туфли и пили вино.
Жители древнерусского Новгорода носили импортные кожаные туфли и пили вино. Играли в шахматы и уважали европейскую валюту (тогда это было не евро, а денарии). И все это — почти тысячу лет назад!
Археологи рассказали о самых впечатляющих находках во время раскопок 2024 года в Великом Новгороде. Сезон ещё не окончен, работы будут идти до поздней осени. Их ведут Институт археологии РАН, Новгородский музей-заповедник, МГУ и Новгородский госуниверситет.
Среди ценной «добычи», разумеется, много берестяных грамот: только на главном, Троицком раскопе нашли 37 новых шедевров древнерусской письменности.
Но у новгородцев в средние века было много других дел, кроме сочинения грамот! Так что есть и другие прекрасные и неожиданные находки.
ВАЛЮТА ИЗ БОГАТОЙ УСАДЬБЫ
«Звездой» этого сезона раскопок заведующая Центром археологических исследований Новгородского музея-заповедника Ольга Тарабардина назвала богатую усадьбу в центре города. Речь про XII век. Кроме главного сруба и двух жилых домов поменьше, у владельцев было что-то вроде летней террасы или беседки, тоже весьма основательной:
— Прекрасное мощение из толстых сосновых плах, а вдоль мощения мы видим галерею из могучих сосновых столбов. По всей видимости, всё это перекрывалось каким-то образом сверху, создавая крытое пространство, где владельцы усадьбы могли чувствовать себя хорошо в любую погоду, — говорит Ольга Тарабардина.
Переулок, где стояла усадьба, возник в X веке и прекратил своё существование на рубеже XII — XIII веков. Археологи считают, что усадьбы Троицкого раскопа были уничтожены во время драматических событий — разгрома боярского клана Мирошкиничей. Но сейчас копают слои, когда все тут было хорошо. В слоях XI века много западноевропейских денариев:
— В этот период они были основой денежного обращения Древней Руси, — поясняет Ольга Тарабардина. — Редкая находка — византийская монета «фоллис».
МАТУШКИНА ПЛЕТЬ
А дальше — словно описание сокровищницы! Украшения, в основном из недорогих сплавов меди и олова. Есть и драгоценные — серебряный браслет и рясна домонгольского периода (рясны — подвески, которые крепились с двух сторон, по бокам лица, к женскому головному убору. — Ред). Фибулы, которыми скалывалась верхняя одежда. Стеклянные и янтарные бусы. Шахматный слон из кости. Поющая стрела, которая издавала звук в полёте. Резной крест из самшита.
— Богатая коллекция стеклянных сосудов и многочисленные фрагменты амфор позволяют судить о статусе владельцев усадьбы — они пользовались маслом и вином, которые доставлялись сюда в этой замечательной таре, — отмечает археолог.
И ещё одна красивая загадочная вещь – изящное навершие плети, вырезанное из моржовой кости, в виде головы птицы с надписью «матушкина плеть».
— Для чего матушка ее использовала, мне не очень понятно, но вещь прекрасная, — говорит Ольга Тарабардина.
БОТФОРТЫ И ИМПОРТНЫЕ ТУФЛИ
Обувь новгородцев выглядит вполне современно. Кожаная туфля — скорее всего, из Западной Европы, судя по крою. Сапоги выше колена, мы бы их назвали ботфортами.
В общем, красивая картинка получается! Ходит купец в ботфортах по сосновой террасе, попивает вино, поигрывает в шахматы, любуется женой в стеклянных бусах, серебряных ряснах и импортных туфельках.
А у соседей в Старой Руссе нашли экзотику — ракушку каури и просверленную косточку абрикоса!
— Это свидетельства дальней торговли, — считает Кирилл Самойлов, археолог из Новгородского государственного университета.
Раньше, кстати, в Старой Руссе учёным попадались косточки персика, тоже просверленные.,
ДАЖЕ ХОРОНИЛИ В БЕРЕСТЕ
Уникальные находки и у археологов, занимающихся раскопками некрополя церкви Иоанна Предтечи под руководством Петра Гайдукова, члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института археологии РАН.
— Эти люди строили Новгород, писали берестяные грамоты, они воевали, торговали… И вот теперь мы изучаем, как их провожали в последний путь, — рассказывает член-корреспондент РАН. — Найдено уже более 150 погребений в слоях XVI — XIV веков. Тело умершего укладывали в подготовленный в земле гроб или саркофаг шириной всего 40 — 45 см, покрывали большим листом бересты и закрывали крышкой. Хоронили без всего, в лучшем случае, в подобии тапок из кожи, редко в сапогах. Вероятно, согласно формуле «нагим родился, нагим ухожу».
На захоронения у историков особые планы — наконец-то удастся получить ДНК древних новгородцев!
— Сейчас бурно развивается генетика. Но мы совершенно не знаем генетики новгородцев, потому что таких кладбищ ранее обнаружено не было, — говорит Петр Гайдуков.
А гены наверняка расскажут не менее удивительные истории, чем берестяные грамоты.