Содержание
Испытательный корабль компании «Боинг» едва стартовал, а, долетев до МКС, сломался окончательно
Испытательный корабль компании «Боинг» едва стартовал, а, долетев до МКС, сломался окончательно
Два отважных космонавта, женщина и мужчина, Сунита Уильямс и Барри Уилмор – пленники МКС. Они прилетели на МКС на корабле Starliner от компании Боинг. Старт несколько раз откладывался, наконец, 5 июня взлетели, но по дороге «сырой» корабль стал по сути разваливаться, и они едва пристыковались. По плану, экипаж должен был погостить на МКС около недели, затем вернуться. Но возвращаться им не на чем, и, пока Боинг судорожно ищет причину поломки, НАСА подумывает привлечь капсулу Dragon Илона Маска для эвакуации. В самом экстренном случае попросят помощь у России. Рассказываем, как прославленная некогда компания попала в заголовки новостей – но не с теми новостями, на которые рассчитывала.
ДОЛГАЯ ДОРОГА НА ОРБИТУ
Хотя у обывателя Боинг ассоциируется только с самолетами, компания в космосе не новичок.
— Для Боинга космос – это не новая сфера, — говорит член Российской академии космонавтики Александр Железняков, — Они уже создавали пилотируемые корабли, вспомните хотя бы «Аполлон». У них мощное ракетостроение, взять хотя бы ракету «Дельта». Наконец, они плотно занимаются строительством спутников.
В далеком 2010-м Боинг предложил НАСА создать небольшой космический аппарат для альтернативной (лишь бы не наши «Союзы»!) доставки на МКС космонавтов и грузов. НАСА поддержало, выделив для начала символические 18 миллионов долларов, и вроде все шло резво: уже летом того же 2010-го прототип CST-100 (так официально называется корабль) показали на авиашоу. Предполагалось, что все это полетит уже в 2014-м.
Но затем начались задержки. В 2014-м Боинг наконец получил от НАСА настоящее финансирование (4,2 миллиарда долларов). На стендовых испытаниях происходили разные неприятности. Только в самом конце 2019-го корабль в беспилотном режиме покинул наконец Землю на ракете Atlas V с российским двигателем РД-180. Покинул-то без проблем, но в космосе заблудился, израсходовал слишком много топлива, до МКС не долетел, вернулся на Землю мягко – и то хорошо. Неудачу позже свалили на сторонние спутники связи, которые попались по дороге и своими сигналами помешали управлять кораблем. Но затем выявили серьезные косяки в ПО – тут и таилась подлинная причина.
ЗАТЯЖНОЙ СТАРТ
Планировалось, что после беспилотного полета в следующий раз корабль полетит с людьми, но все понимали, что это безумие, надо еще разок слетать пустым. Денег на это, однако же, не было, и НАСА вместе с Боингом едва наскребли нужные миллионы долларов. Но вскрылись иные трудности: на корабле находили проблему за проблемой, в итоге стартовали только в 2022-м, с МКС на этот раз состыковались, и все прошло гладко, хотя отдельные системы сбоили.
И вот наконец дозрели послать людей. Но 6 мая, за два часа до старта, запуск отменили. Это повторилось 17 мая, 1 июня, 2 июня, наконец, взлетели 5 июня.
Что же откладывали? Сначала космонавты услышали, что дребезжит кислородный клапан в топливной системе ракеты Atlas V. С этим клапаном уже была некрасивая история. Первоначально эту непростую деталь разработала компания ValveTech, давний партнер Боинга и НАСА. Но НАСА решило сэкономить. Посмотрев чертежи клапана, они сказали ValveTech, «спасибо за работу», и дал подрядчику под зад коленом. Изготовление самих клапанов заказали (по этим чертежам) кому-то на стороне, даже не до конца понятно, кому. ValveTech накатали письмо в НАСА, что летать на «серой» детальке опасно, и заодно подали в суд по поводу кражи интеллектуальной собственности – который, правда, проиграли. И, когда вы читаете, что Starliner потерял ориентацию – да, это в том числе они, злосчастные «серые» клапаны.
Так или иначе, соответствующий узел ракеты отвезли на замену клапана, но тут обнаружилось, что уже из самого корабля идет утечка гелия. Гелий – газ, который нужен для ориентации в пространстве и коррекции движения.
Осмотрев, откуда течет, специалисты приняли странное решение: ничего не ремонтировать, стартовать, как есть. Мол, дырочка невелика.
— Мы сможем справиться еще с четырьмя утечками. Мы сможем справиться конкретно с этой утечкой, даже если она усилится в сто раз, — сказал тогда топ-менеджер НАСА Стив Стич.
С дырочкой и стартовали. Пресса тогда писала, что это авантюризм. Да, это был риск, но оправданный, не согласен Александр Железняков:
— Утечка была незначительной, остальные системы работали нормально. Рискнуть надо было, наверное, сколько можно было тянуть. Это решение не ставило под угрозу жизни космонавтов, — говорит он.
ЕДВА ДОЛЕТЕЛИ, КУДА ТЕПЕРЬ?
Уже в космосе Starliner вновь «потерял себя». Говоря точно, начались проблемы с двигателями реактивной системы управления. Первая попытка стыковки сорвалась, корабль не слушался. Всего отказало пять двигателей. Пока ждали очередного стыковочного окна, удалось починить четыре. И так, без одного двигателя, с грехом пополам состыковались.
Эта поломка была не связана с той, которая обнаружилась еще на стартовом столе, говорит Александр Железняков:
— Появились некоторые другие сбои в работе других систем. На то он и испытательный полет, чтобы выявить в условиях реального космоса все недочеты. Их, к сожалению, оказалось довольно много. Сейчас за счет продления полета пытаются выяснить причины. Идет работа над поиском решений, которые позволили бы в дальнейшем эксплуатировать корабль. Ситуация не очень приятная, но это тот путь, который приходится проходить при испытании новой техники, — говорит эксперт.
Сейчас СМИ пишут, что космонавты «застряли», но специалисты стараются не нагнетать. Официально и НАСА, и Боинг говорят: задержали космонавтов, чтобы разобраться в поломках. Но неофициально признают, что картина несколько серьезнее. Возвращать космонавтов тем же кораблем, на котором они прилетели, видимо, не рискнут. Хотят привлечь капсулу Dragon Илона Маска. Но что делать со Starliner? Рано или поздно его придется отстыковать, Боингу жалко терять дорогую игрушку. Эксперты говорят, что ее можно посадить в жестком режиме. Она развалится, но из осколков ее реально восстановить.
Время есть, говорит Железняков, гостей с МКС никто не гонит:
— Запасов на МКС более чем достаточно. Всегда есть резерв на случай, если приходится продлевать пребывание основного экипажа, или если на станции гости, есть и вода, и еда, и все прочее. Тем более, скоро на МКС прибудут грузовые корабли, — говорит он.
Несколько хуже со стыковочными узлами: Starliner занимает один из них. Но и это не критично, считает Железняков. В конце концов, можно на время отстыковать другой корабль, который «торчит» в другом посадочном узле, он полетает рядом, к освободившемуся узлу пристыкуется корабль спасения, космонавтов эвакуируют, а тот, который летал рядом, вернут на место.
В крайнем случае попросят наших, говорит Александр Железняков:
— Мы могли бы отправить следующий «Союз» пустым. На нем они бы и вернулись. Но сейчас пока в этом нет необходимости, и спасательная операция не объявлена и не разрабатывается. Дело тут не в санкциях и в напряженных отношениях – пока просто не нужно, — говорит эксперт.
В конце концов, космонавты могут сесть на Starliner и попытаться приземлиться на нем.
— Сгореть, наверное, ничего не сгорит. Но может отказать система ориентации, слабое звено. Сейчас, к сожалению, нет информации, почему при стыковке сработали не все двигатели ориентации, — говорит Александр Железняков.
С высокой вероятностью (и с высоким риском) космонавты на Starliner могут сесть хоть сейчас, резюмирует эксперт, но не исключены инциденты, как в кино, когда космонавты хватаются за кнопки, корабль крутит-вертит, в ЦУПе рвут волосы, и в итоге все хорошо, но все пьют валидол.
СВИДЕТЕЛИ ЗАГАДОЧНО УМИРАЮТ
Пока ищут дефекты. Эксперты говорят: если НАСА все-таки объявит спасательную операцию, это будет говорить о том, что дефекты нашли серьезные. Мощный удар по репутации Боинга. Еще один.
Компания не оправилась от двух других инцидентов. Напомним, что в январе у самолета Boeing 737 MAX 9 при взлете вырвало дверь. Дверь рухнула на участок школьного учителя в Портленде, США. Самолет оказался разгерметизированным, но он не успел набрать высоту и экстренно сел там же, откуда взлетал. Никто не пострадал.
А в апреле у Boeing 737-800 прямо в полете вырвало обшивку. Все случилось на высоте 3 километра. И опять, благодаря мужеству пилотов и работе наземных служб, самолет удалось быстро вернуть в точку взлета (аэропорт Денвер, США).
Началось серьезное расследование – а с ним начались чудеса.
Во-первых, странным образом пропала запись из кабины пилотов, которую экипаж обязан вести -для надежности – на дедовские пленочные диктофоны. В Боинге говорят, что в магнитофоне кончилась пленка.
Во-вторых, стали загадочно умирать свидетели, которых следствие привлекло к делу. Оба – бывшие специалисты, решившие рассказать, как Боинг применяет «левые» детали, плюет на безопасность и творить другую дичь.
В марте полиция обнаружила тело Джона Барнетта, первого ключевого осведомителя. Мужчина сидел за рулем своего автомобиля на парковке около придорожного отеля. Что он там забыл, и почему умер, непонятно. Сразу появились версии о самоубийстве. Барнетт жаловался, что получал угрозы от Боинга. Но с самоубийством не подтвердилось, полицейские власти забрали дело из штата наверх, и пока не огласили результатов расследования.
А в мае скончался второй ключевой свидетель, Джошуа Дин. Он был аудитором компании Spirit AeroSystems, которая поставляла Боингу в том числе обшивку фюзеляжа. Из аудиторов его поперли в прошлом году, потому что много чего неприятного навыявлял, и он сразу обратился к властям, мол, так такое творится, вы не представляете. Весной этот некогда пышущий здоровьем мужчина заболел, диагноз поставить не смогли, а через две недели взял, и умер.
Две совсем нехорошие истории.
— Если сложить все неприятные ситуации вокруг компании, можно сказать, что компетенции Боинга немного потерялись. То, что они раньше умели делать хорошо, сейчас они делают с трудом. Конечно, оторвавшаяся дверь, отлетевшая обшивка – это другое направление, не космос. Но в целом все выглядит так, что у компании не все в порядке, — резюмирует Александр Железняков.