Кадры из телесериала «Игра престолов» помогли в изучении прозопагнозии
Персонажи «Игры престолов» обогатили медицинскую науку.
Британские ученые из Университета Йорка (University of York), похоже, разобрались в причинах прозопагнозии – недуга, в результате которого люди начинают с трудом узнавать друг друга. Вплоть до того, что все вокруг кажутся им «на одно лицо». Как китайцы.
Долгое время большинство медиков вполне логично считали, что причина прозопагнозии или «лицевой слепоты» кроется в нарушении работы участков мозга, отвечающих за зрительное восприятия. Авторы нынешнего исследования продемонстрировали, что ближе к истине было меньшинство. И механизм на самом деле сложнее.
Разбираясь в деталях и тонкостях зрительного восприятия, ученые, как правило, демонстрировали испытуемым весьма скучные картинки. Профессор Тим Эндрюс (Professor Tim Andrews) с кафедры психологии (Department of Psychology) надоумил коллег разнообразить эксперименты. Их участникам стали показывать отрывки из популярного телесериала «Игра престолов». Его героев хорошо запоминали «нормальные» люди без расстройств и специфических особенностей нервной системы — так называемые нейротипичные.
К исследованиям привлекли в общей сложности 70 человек – в тестах их делили на две группы. Сначала сериал смотрели нейротипичные — знакомые с сюжетом, и те, которые его ни разу не видели. Ученые тем временем сканировали им мозги.
МРТ показало: у фанатов «Игры престолов» персонажи сериала пробуждали активность не столько в зрительных участках мозга, сколько в тех, которые обычно не участвуют в восприятии визуальных образов. Нейронная активность тех же областей у людей, прежде не смотревших ни одной серии, была гораздо ниже.
«Не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?» Режиссер Якин из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», похоже, тоже страдал прозопагнозией в легкой форме.
И совсем уж мизерную активность проявляли люди с прозопагнозией. Как те, кто смотрел «Игру престолов» прежде, так и те, кому сериал был в новинку. Более того, области мозга, отвечающие за зрение и за другие чувства, у тех людей, которые страдали «лицевой слепотой», практически не имели нейронных связей.
— Узнавая друг друга, мы обращаем внимание не только на черты лица, — объясняет профессор. — В процесс вовлекаются области, отвечающие за память. В мозгу устанавливаются соответствующие связи. Тем самым мозг извлекает дополнительную информацию о характере человека, его жестикуляции, мимике – даже о личном отношении к нему.
По медицинской статистике, прозопагнозия в легкой форме встречается примерно у 1 человека из 50. Ученые ищут способы им помочь – ведь такие люди попадают, по сути, в социальную изоляцию.
Исследователи признают: нужны дальнейшие эксперименты. Чтобы окончательно разобраться – теперь уже в механизмах появления недуга. Ведь он бывает и врожденным, и приобретенным по жизни.