Четверг, 21 ноября, 2024
Главная Наука и Технологии Без единого гвоздя: японцы запустили первый в мире деревянный спутник

Без единого гвоздя: японцы запустили первый в мире деревянный спутник

от sisadmin

Железняков о запуске деревянного спутника: Металлические спутники не запретят

Япония с помощью ракеты Space X Falcon 9 вывела на орбиту первый в истории деревянный спутник, сработанный по старинной русской технологии, без единого гвоздя.

Япония с помощью ракеты Space X Falcon 9 вывела на орбиту первый в истории деревянный спутник, сработанный по старинной русской технологии, без единого гвоздя. Остатки металлических аппаратов разрушают озоновый слой и коверкают ионосферу, слой заряженных частиц, защищающий нас от космической радиации. А дерево безобидно сгорает, когда заканчивается срок эксплуатации. Возможно, старое доброе дерево в самом деле спасет космонавтику: количество обломков на орбите приближается к критическому пределу, еще немного, и мы не сможем ничего больше запускать.

БЕЗ ШУРУПОВ И КЛЕЯ

Внешне спутник выглядит как старинный радиоприемник с деревянным корпусом. Нарочитый ретро-дизайн – осознанное решение. Штучка небольшая: кубик со стороной 10 см. Программа такая: доехать на грузовом корабле до МКС (уже доехал), с месяц освоиться, и выпорхнуть в космос прямо с МКС. На орбите аппарат проведет полгода. Единственная задача запуска – последить, что будет с корпусом. Не повело бы. Корпус составляли так, чтобы волокна гасили колебания друг друга.

Спутник LingoSat несколько лет разрабатывал университет Киото. Спонсором выступила, что логично, крупнейшая деревообрабатывающая компания страны. Изначально рассматривали японскую вишню, то есть сакуру: патриотичненько. Это все равно, как если бы Россия запустила спутник из березы. Но выбор все-таки пал на магнолию.

Главный вопрос: как поведет себя дерево в космосе. Долгие тесты показали, что магнолия – лучше всего. На испытаниях ее древесина не разрушалась под воздействием радиации, и не трескалась от перепадов температур.

— Мы были поражены, как магнолия держит удар космической стихии, — говорил накануне запуска руководитель проекта Кодзи Мурата.

В космосе нет главного врага дерева – кислорода, так что корпус не сгниет, добавлял он.

И ни единого гвоздя или шурупа, даже клея нет. Детали с помощью шипов притерты друг к другу. Это старинная русская технология. Храмы и избы на русском Севере собирали встык не потому, что не было гвоздей. Причина другая: металл ржавеет в древесине и разрушает ее. Того же эффекта побоялись и создатели спутника. Впрочем, они говорят, что «без гвоздей» — это исконно японская технология, хоноки. Ну, хоноки так хоноки.

Внутри – разные датчики, и они уже как обычная электроника, проводки, полупроводники. Ну, куда деваться.

В КОСМОСЕ ТЕСНО

А зачем все это? Деревянный спутник, по словам организаторов проекта, призван ни много, ни мало спасти космонавтику.

— В будущем металлические спутники могут вообще запретить, — говорит японский астронавт Такао Дои.

А что такое, в чем проблема?

Пока спутников были единицы, проблем в самом деле не было. Теперь есть. Рано или поздно (средний срок службы – несколько лет) космический аппарат сходит с орбиты и сгорает в верхних слоях атмосферы, но не бесследно. Остается микроскопическая пыль, в основном алюминиевая. Быстро осесть она не может, и ее бесконечно долго так и носит на громадной высоте.

Те аппараты, что не сгорают и остаются на орбите, с чем-нибудь сталкиваются и разрушаются. Образуются осколки. Сейчас на орбите около 11 тысяч спутников, из которых на службе лишь 5 тысяч. И около 130 миллионов фрагментов того, что запускалось ранее, в том числе 40 тысяч кусков заметного размера. Все это уже сделало орбиту похожей на улицу мегаполиса в час-пик.

Загадили мы ближний космос, конечно, капитально. И вот два основных последствия:

Читать также:
Робот-поводырь, шумопоглощающие обои: изобретения детей из России произвели фурор на международном конкурсе

— с какого-то момента количество обломков на орбите превысит некий критический предел (это называется синдром Кесслера), включится эффект домино, и аппараты начнут разрушаться один за другим из-за взаимных столкновений. Остановить эту лавину невозможно. Синдром Кесслера показан в фильме «Гравитация». Эксперты говорят, что такого пока еще нет, но уже близко.

— Алюминиевая и вообще металлическая пыль в верхней атмосфере – это очень плохо. Доказано, что она разрушает озоновый слой (защищает Землю от ультрафиолета). Среди предположений – искажение магнитного поля и деградация ионосферы, заряженного слоя над нами. Магнитное поле прикрывает нас от радиации, а ионосфера, согласно некоторым моделям, формирует климат. Даже если ее роль в «создании» климата окажется не такой серьезной, ионосфера обеспечивает планетарную радиосвязь – так что мы очень сильно заметим ее отсутствие.

Деревянный спутник будет просто сгорать в атмосфере. Почти без следа. И даже при столкновении одного, начиненного электроникой, «чурбана» с другим – не опасно. Ну, выбросят из себя щепочки, которые тоже рано или поздно сгорят.

— Если мы докажем, что деревянный спутник жизнеспособен, мы предложим технологию Илону Маску, — говорит Такао Дои.

Маск упомянут не случайно. Он собирается осваивать Марс, и он (в случае успеха) попытается вырастить там деревья. Пусть даже пока под куполом. Марсианское дерево станет идеальным строительным материалом как для самой станции, так и для межпланетных кораблей, говорит участник проекта Кэндзи Кария.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Похоже, круг замыкается. Дерево, материал, с которой начиналась великая научная революция в XVII веке, снова в строю.

Мы живем в эпоху научной революции, а началась она в XVII веке с переворота в астрономии. Астроном Тихо Браге соорудил грандиозные измерительные инструменты. С их помощью была изучена орбита Марса, что позволило Иоганну Кеплеру сформулировать законы движения планет, а Исааку Ньютону открыть гравитацию.

Так вот, эти инструменты были деревянными. Чтобы дерево не коробило, приборы составлялись из разных сортов, причем при монтаже направление волокон особым образом меняли. Это было дороже, чем из металла, и до сих пор непонятно, почему Тихо Браге настаивал на дереве.

Вскоре началась эпоха телескопа, и трубы очень больших телескопов были именно деревянными. Из дерева создавались первые самолеты. На дереве монтировали первые радиоприемники. Дерево всегда стоит в начале пути.

Но потом металл выходит на первый план. А дерево становится синонимом кустарного и самодельного (чего стоит поговорка «из … и палок»).

Но история идет по кругу, история техники – тоже, и японский спутник – удивительное свидетельство возвращения к корням. К корням магнолии в нашем случае.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Металлические спутники никто запрещать не будет»

Александр Железняков, член Российской академии космонавтики

— Запрещать металлические спутники не будут, Илон Маск предложения не примет, деревянные аппараты проблемы не решат. Почему не решат? Потому что дерево не обладает теми свойствами, которые нужны для создания космических аппаратов. Дерево – не панацея, а японский спутник – просто развлечение. Использование дерева в суровых условиях космоса нерационально.

Возможно, за первым запуском последуют и другие, возможно, будет запущен и более крупный деревянный спутник, но я не думаю, что за этой технологией будущее.

— Все-таки немного обидно, что столь яркий с точки зрения пиара шаг сделали не мы. Дерево — «наш» материал, без единого гвоздя – наша технология. Почему наши-то не решились?

— Я не считаю запуск деревянного спутника ярким шагом, приоритетом, за который нужно бороться. Видимо, были другие дела, не обратили внимание.

Вам также может понравиться

О НАС

Актуальные мировые новости о событиях в обществе, культуре, науке, спорте и экономике. Ежедневный обзор всех знаковых событий на планете!

@2024 — Wikiblogger.ru. Все права защищены.