Народный артист России Александр Балуев в интервью «МН» рассказал о сюжетах и фильмах, которых сегодня, по его мнению, особенно остро не хватает в российском кино.
Также дал свою оценку нашумевшим лентам «Чебурашка» и «Слово пацана. Кровь на асфальте» и признался, какую роль для себя ждет.
— Александр, какое кино сейчас нужно зрителю, на ваш взгляд, в связи с реалиями времени?
— На мой взгляд, не хватает кино умного, чувственного, человеческого. Такого, как «Весна на Заречной улице», «Судьба человека», «Ко мне, Мухтар!». Видим какую-то чушь инопланетянскую! Я понимаю, что это все ориентировано на определенный возраст и определенного зрителя. Но те фильмы, которые я перечислил, они на все времена. И на любой возраст.
— А в чем состоит миссия культуры, на ваш взгляд?
— Я давно говорил и говорю, что у нас не должно быть предпочтения западного взгляда вообще на все. Но почему-то мы в России решили и кино снимать, и спектакли ставить так, как это делают наши коллеги на Западе. Направленность такая существует. В результате получается ни то ни се. Ни русское, ни американское, ни европейское, ни азиатское. Мне кажется, что по большому счету пора уже возвращаться к национальному кино. Скажем, русское или узбекское, казахское или удмуртское. С национальными чертами характера. Не как бы на Беверли-Хиллз. У нас так не будет. Да и не надо! Какие-то они все — персонажи многих современных западных картин — целлофановые. Меня это не трогает вообще. Может, кого-то трогает…
— Но есть мнение, что российское кино сейчас на подъеме. Вы не согласны?
— Я обратил внимание на «Движение вверх». Люди пошли смотреть этот фильм, даже те, кто не знал эту историю про известного советского баскетболиста Александра Белова. Получился эффект некоего зрительского единения вот на этих трех секундах (на Олимпиаде-1972 советская сборная обыграла американцев в финале, забросив победный мяч за три секунды до свистка. — Ред.). К таким историям, мне кажется, надо стремиться в нашем кинематографе.
— Оправдан ли успех фильма «Чебурашка», собравшего в прокате более 7 миллиардов рублей?
— Наверное, да. Смешная история. Артисты блестящие, снято современно.
-А «Слово пацана. Кровь на асфальте»?
— Не смотрел. Мне не нравится вообще слово «пацан», некий сленг. Это не про всех, не про всю страну, а про что-то очень местечковое. Не дает, опять же повторюсь, всеобщего единения… Вообще трудно определить, в чем успех фильма. Возможно, тема нашла отклик у людей, чья юность прошла именно так. Наверное, оно честное. Вот тут как раз точно не американская калька… Наверное, русское. Но все равно это некий срез — временной, социальный, возрастной. А хочется все-таки единения.
— Кого из молодых артистов считаете особенно талантливыми, за чьим творчеством следите?
— Я не буду конкретизировать. Но они есть. Был период, когда не было. Были недоучки, ничего не умели. Сейчас появляются талантливые ребята, их немало.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать артистом?
— Поступать, пробовать и стремиться. И проваливаться. И вставать. Если ты чувствуешь, что без этого не можешь, значит, надо идти туда. Но главное — надо учиться. Потому что вдохновения и желания недостаточно, нужно еще и ремесло.
— Каким должен быть проект, чтобы вы согласились сниматься? Часто ли отказываетесь?
— Отказываюсь часто. Каким должен быть? Не знаю. Для меня, наверное, неожиданным. Людей в форме я сыграл очень много, людей власти тоже. Не знаю, что должно быть написано, чтобы меня удивило. Я жду удивления…